Страницы

воскресенье, 6 января 2013 г.

О должном и долженствовании в статье Бахтина М.М.-" Искусство и Ответственность". А также статья М.Мамардашвили "Если осмелиться быть". И как это связано с тем, что сейчас творится в нашей АРХИТЕКТУРЕ...

Это ссылка на статью на сайте Театральная библиотека http://teatr-lib.ru/:
Искусство и Ответственность
Это ссылка на статью о М.М.Бахтине в ВИКИПЕДИИ:
М.М.Бахтин,
а также ссылка на статью/интервью М.К.Мамардашвили
"Если осмелиться быть"

Друзья, конечно этот год 2012 был переломным в истории архитектуры России. Судите сами- в этом году завершился в августе конкурс на проект концепции расширения Москвы, а объявлен был, см.(http://archi.ru/events/news/theme_current.html?tid=101&fl=1&sl=5) в январе 2012г. Два крупных форума-14-15 ноября "Умный город будущего" под эгидой РИА Новости и Второй Московский урбанистический форум "Мегаполис в масштабе человека", а также еще раньше, событие,- 48-й Международный конгресс городских и региональных планировщиков ISOCARP-2012 «Fast Forward: Динамичное планирование в меняющемся мире городов» прошел в Перми (Россия) с 10 по 13 сентября.
Согласитесь, что эти события обнадеживают?




цитата с сайта http://teatr-lib.ru/:
Самое раннее из известных выступлений М. Бахтина в печати. Впервые опубликовано в однодневном альманахе «День искусства» (Невель, 1919, 13 сентября, с. 3 – 4). В Невеле (ныне Великолукской области) автор жил и работал в 1918 – 1920 гг., после окончания Петербургского университета. Статья перепечатана в «Вопросах литературы» (1977, № 6, с. 307 – 308; публикация Ю. Гельперина) 


Искусство и ответственность

М.М.Бахтин

Целое называется механическим, если отдельные элементы егo соединены только в пространстве и времени внешней связью, а не проникнуты внутренним единством смысла. Части такого целого хотя и лежат рядом и соприкасаются друг с другом, но в себе они чужды друг другу.
Три области человеческой культуры - наука, искусство и жизнь обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству. Но связь эта может стать механической, внешней. Увы, чаще всего это так и бывает. Художник и человек наивно, чаще всего механически соединены в одной личности: в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв". Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то, - искусство, а у нас житейская проза".
Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.
Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней. Но с ответственностью связана и вина. Не только понести взаимную ответственность должны жизнь и искусство, но и вину друг за друга. Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов. Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.
И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье". Вдохновенье, которое игнорирует жизнь и само игнорируется жизнью, не вдохновенье, а одержание. Правильный не самозванный смысл всех старых вопросов о взаимоотношении искусства и жизни, чистом искусстве и проч., истинный пафос их только в том, что и искусство и жизнь взаимно хотят облегчить свою задачу, снять свою ответственность, ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством. Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

Комментариев нет: