Страницы

понедельник, 17 декабря 2012 г.

URBANIZED/
ОБРАЩЕНО В ГОРОД
Замечательный фильм  о формировании городской среды. Говорят известные планировщики, архитекторы, главы городов, критики, журналисты.

А эта ссылка на фильм
 переведенный на русский язык
ОБРАЩЕНО В ГОРОД 
моя версия перевода заголовка фильма,
 а "огорожено" совсем не отражает сложностей городской жизни, в том числе российской.


Это фантастически правильный  фильм, сделанный людьми глубоко понимающие проблемы развития городов -
директор фильма Gary Hustwit
редакторы-  Shelby Seigal,  Michael Culyba
оператор -Luke Geissbuhler
По ходу фильма выступают архитекторы, планировщики, ландшафтные архитекторы, городские активисты, политики, исследователи, журналисты. 
Вы услышите и увидите истории о том как строятся кварталы для беднейших людей, которые
живут в ужасных условиях.
 Поскольку, я такой перфекционист в вопросах перевода с английского на русский ,  очень возмутился переводом  заголовка URBANIZED  как  О Г О Р О Ж Е Н О!?  
И сразу написал везде, где можно- как ужасно переведено...!
И так далее... - встречается в переводе слова дизайн, когда надо сказать проектирование, и прочее.
Должен признаться, тем не менее, переводчик и голос за кадром, вполне хорошо перевел текст фильма в целом. Фильм сильный и это стирает недостатки перевода.

Так в предисловии, переводчик пишет - дизайн города. 
Это не точно или совсем не так.
 В англоязычной традиции работой по развитию города во всех смыслах - экономическом, образовательном, коммерческом, политическом, средовом , архитектурном занимаются специалисты- urban planner или urban designer. 
По русски это звучит, с точки зрения нашего  исторического контекста- городской планировщик и проектировщик городской среды
Такой перевод обусловлен длительной историей различных практик, которые получили жизнь в нашей стране и в мире. 
Но важно и следующее-планировщик и городской проектировщик не работают в одиночестве над проектом-проект является итогом   работы множества специалистов.
И нужно обязательно отличать эту работу от  градостроительного подхода. 
Это совсем другое. Градостроительный подход не включает работу с возвышением стоимости земли.
 И это не смотря на то, что ПЗЗ, введенные ГР кодексом РФ открывают такие возможности. 
Но, подготовка в советских вузах никак не предполагала изучение возможности  правового зонирования (градостроительного зонирования) как инструмента развития города, повышения собираемости налогов с разного типа городской застройки.
Это фильм об урбанистике.Что такое урбанистика?
Урбанистика, urban planning, urban design, планировка, проектирование городской среды,- все эти виды деятельности развивают город, повышают стоимость городской или сельской земли, делают жизнь людей лучше.

Здесь ниже материалы
института
 СТРЕЛКА
интервью с режиссером фильма
Gary Hustwit




Продюсер и кинорежиссер Гэри Хаствит посетил Москву, чтобы прочесть лекцию о краудфандинге в Политехе и представить документальный фильм Urbanized — третью часть «Дизайн-трилогии», средства на съемки которой он собрал на платформе Kickstarter. В интервью блогу «Стрелки» Хаствит рассказал о вовлечении пользователей в процесс дизайна среды, о новой роли для архитекторов и дизайнеров и о влиянии краудфандинга на повседневную жизнь.

—Гэри, зачем вообще вовлекать пользователей в процесс дизайна городской среды?

—Каждый раз, когда к созданию любых объектов, зданий, улиц не привлекают жителей, в итоге мы получаем не объекты, спроектированные для людей, а автономные формы, вброшенные в ландшафт.
В фильме Urbanized мы рассматриваем хороший пример вовлечения жителей в процесс проектирования — это проект Алехандро Аравена и бюро Elemental в Сантьяго (Чили). Их проект социального жилья создавался с учетом пожеланий жителей по конфигурации жилого пространства. Людям задавали простые вопросы, например — ставить ли ванну, водонагреватель или душ. Большинство проектировщиков даже и не думает спрашивать о таких вещах, они по умолчанию считают, что пользователям нужно именно то, что им предложено.
Учитывая, что проектирование часто ведется в условиях ограниченных ресурсов, вовлечение пользователей в общение с дизайнером реально помогает сделать проект более эффективным, в том числе с точки зрения его стоимости. Хороший дизайн обычно стоит не дороже плохого, но требует чуть больше времени и интеллектуальных усилий.

—Как в этом случае меняется роль архитекторов и дизайнеров?

—Часто бывает, что политики, администраторы или даже архитекторы думают об объектах самих по себе, а отрыве от контекста, и не задумываются о том, как ими будут пользоваться люди. На мой взгляд, роль архитектора или дизайнера как раз и состоит в том, чтобы наладить взаимодействие с пользователем. В большинстве случаев создавать нужно не объекты или пространства как таковые, а структуры для общения людей. Есть целый ряд интересных проектов такого рода, один из них мы показали в Urbanized: Кэнди Чейн, архитектор общественных зданий из США, напечатала стикеры, на которых было написано: «Хочу, чтобы на этом месте было…», а дальше пробел висящий радом карандаш. Кэнди наклеила эти стикеры на заброшенные здания Нового Орлеана и предложила людям написать на них свои пожелания. Конечно, ответы будут разными для каждого конкретного человека, но это начало диалога с жителями и приглашение принять участие в создании среды, в которой мы живем.

—Вы действительно верите, что на активность жителей можно влиять?

—Сделать общение с пользователями легким и удобным для них самих — это вызов для дизайнеров, архитекторов и проектировщиков. Если желания пользователей не будут приниматься во внимание, то никакая интернет-активность не изменит нашего повседневного образа жизни. Задача хорошего дизайна — сделать так, чтобы пользователи вовлекались в процесс незаметно для них самих.

—Краудфандинг изменил то, как функционируют креативные отрасли. А как он влияет на повседневную жизнь современных городов?

—Идея краудфандинга уже проникает во все аспекты нашей жизни — будь то музыкальная пластинка, игровая площадка «на районе» или целый город. Интернет соединил нас и дал колоссальные возможности осуществить желания людей. Краудфандинг — это способ воплотить идеи в жизнь. Он возник в творческой среде, но постепенно проникает во все стороны нашей жизни.

—Каким вы представляете себе идеальное устройство города?

—На мой взгляд, идеальных городов не существует, впрочем, как и неидеальных. Город создает себя сам, путем постепенных изменений на базе уже существующего. Эти изменения происходят поэтапно, с учетом индивидуальных потребностей людей, которые плохо поддаются предсказанию. С течением времени люди меняются, сообщества меняются, и то, что важно для нас сейчас, через 20-30 лет может стать совершенно неактуальным. Не думаю, что можно предсказать, как именно будет выглядеть будущее. Но идея вовлечения людей в дизайн городской среды приближает нас к идеалу.
Видеоверсию интервью Гэри Хаствита «Стрелке» можно посмотреть по ссылке.




Комментариев нет: